Легенда ДВ-Рока

газ. "Молодой Дальневосточник"
Хабаровск, март 1999г.

"Он классик. Солярис может быть плохим или хорошим, но он классик. Я его уважаю”.

Юрий Вязанкин

Этого человека зовут Джон Солярис. Вообще-то, у него много имен - кто-то знает его как Евгения Евгеньева, владивостокские рокеры кличут его Дэн Атом, в некоторых рекламных проспектах и афишах он фигурирует как Иоганн Политехнический, ну, а родная мама назвала своего сына Женя. Женя Шибаев.

Сразу скажем, что Джон Солярис (так привычней) - один из апологетов дальневосточного рока, один из наиболее известных и профессиональных авторов и исполнителей рок- и альтернативной музыки Приморья и Хабаровского края. По крайней мере, так обрисован Джон в программе XIII ДВ рок-фестиваля, где его вечный устроитель Юрий Вязанкин по-корефански назвал Соляриса "корифеем", стоящим у истоков. Слову Вязанкина в этом отношении можно верить, как Библии, тем более что вся жизнь Джона Соляриса подтверждает это.

Джон начинал во времена глубокого застоя, когда рок-музыку не то, что творить - слушать было небезопасно для здоровья. Тогда, в 1982 году, пока "ДДТ" еще не рисковала выйти из своего подвала, а "КИНО" и "АЛИСА" пели дворовые песни, Джон Солярис создал во Владивостоке группу "Резонанс", просуществовавшую 13 лет и сделавшуюся легендарной. "Резонанс" уверенно влазил на все тусовки, начиная от Урала, везде производил фурор и всегда возвращался в родное Приморье. Джонни был молодым, отчаянным и чертовски талантливым - его имя вскоре стало знаменитым не только среди комсомольских и партийных бонз, пристально следивших за его деятельностью, но и в массах, а некоторые его песни совершенно незаметно для самого Соляриса перекочевали в центр и сделались народными. Именно как лидер "Резонанса" Джон засветился и на II ДВ рок-фестивале (этот фест стал знаменит хотя бы присутствием на нем пока еще не раскрученного Лагутенко и "Мумий Троля").

Казалось бы, годы должны взять свое, но нет - за год до распада "Резонанса", в 1994 году, Джон Солярис со свойственной ему энергией замутил проект "Рок-Атом". Опять-таки во Владивостоке. Проект оказался действительно взрывным - он дал толчок к некоторому "оцивилизовыванию" приморских рок-команд, послужил предпосылкой для "исхода" на московские и питерские сцены нескольких талантливых владивостокских музыкантов и навечно навесил на Джона "погремуху" Атом.

Хотя Джон Солярис делал вещи в основном во Владивостоке, Хабаровск тоже не оставлял его равнодушным. Более того, несколько раз побывав здесь, Джон полюбил город. Как он сам признается, Хабаровск очень "продвинут" в плане рок-музыки, да и люди здесь активные и азартные. Как и все рок-музыканты, Солярис может быть кем угодно, только не домоседом - он сорвался в Хабаровск, где стал одним из вдохновителей и организаторов рок-кафе "Ключ", презентация которого прошла в октябре 1995 года и вызвала большой шум. Вскоре на базе "Ключа" Джонни сколотил новую группу под названием "ДВР". Живя в Хабаровске, Солярис не забывал год от года выступать на ежегодных рок-фестивалях и, вообще, развил бурную деятельность, устроившись работать на радио "Хабаровск", где вел передачу, посвященную дальневосточным рок-командам. С успехом проходили и сольные концерты Джона в рок-клубах "Roxy" и "Т-34".

Наверное, какой-то неспокойный ген дорог и походов плавает в крови людей искусства - Джон Солярис курсировал туда-сюда между Владивостоком и Хабаровском, успевая "наследить" там и тут. Он организует, открывает и проводит презентацию клуба "Рок-Союз" при кинотеатре "Союз" на бухте Тихой в Приморье. Он продумывает концепцию и выступает как автор целого направления деятельности владивостокского радио "Лемма - Русская волна". И, наконец, в прошлом году Джонни открывает в кинотеатре "Океан" собственный клуб "Солярис". На это открытие стекается масса народу, приезжает мэр Виктор Черепков со своей свитой и поздравляет Джона как старого знакомого. И снова Солярис в пути, едет в Хабаровск, чтобы играть на последнем в этом тысячелетии рок-фестивале, стартующем 26 марта.


Мы говорили с Джоном в редакции, куда он завернул, неразлучный, как всегда, со своей гитарой.

- Джон, ты давно сочиняешь и исполняешь рок-музыку, не напоминает ли тебе дальневосточная рок-культура нечто такое маленькое, бесформенное, неизвестное, где все варятся в одной кастрюльке? Ведь о наших музыкантах никто ничего не знает по ту сторону Уральских гор.

- Ничего подобного. Дальневосточная рок-культура существует как явление. Согласен, оно немного хаотичное, но все идет к тому, что наши два края создают целостное жизненное пространство для людей разного возраста, но объединенных одним интересом - музыкой. Это как раз то, что делает Юрий Вязанкин и объединение "Искра" со своими фестивалями. Понимаешь, это хорошо, когда люди увлечены искусством, они идут на фест и получают то, что хотят. Хабаровские и владивостокские музыканты своим творчеством создают как бы свой маленький центр. Культура ведь состоит из людей. А у нас здесь, на Дальнем Востоке, прекрасные люди, талантливые, энергичные. Я считаю, мы ничем не хуже Москвы там или Питера. Доказательство - то, что у тех, у кого хватает сил, денег и желания уехать туда, принимают на ура.

- Джонни, у тебя богатая на приключения жизнь. Ты, наверное, встречался со многими известными людьми?

- Бывало. В основном с музыкантами. Пивал я с Шевчуком, с Кинчевым, с Гребенщиковым. И с попсовыми исполнителями общался - как-то разогревал народ перед концертом Алисы Мон. Ох, и разозлилась она после нашего выступления - мы-то "вживую" играли. Алиса оттащила меня в сторону и шипит: "Ты что наделал! Как я теперь со своей фанерой петь буду?" Ничего, потом вроде отошла. Но особенно мне запомнился такой случай: объявили, что на фестиваль "Влади=Рок-Сток" прибудут "Юрай Хип" - культовая, сам понимаешь, группа. Я вспоминаю, что у друга моего за шкафом висит старый-престарый их плакат. Прихожу я к этому другу и говорю: "Серега, давай у "Хипов" автограф возьмем". "Давай", - говорит Серега, и мы начинаем по миллиметру отдирать плакат от стены. Всю ночь на это дело убили, порвали, как водится, в нескольких местах. Пришли на концерт, зашли за сцену, нашли юрайхиповского гитариста Мика Бокса. Я протягиваю ему плакат. Тут Мик как заорет, вырвал у меня постер, побежал другим показывать. Потом, за пивом, Бокс рассказал мне, что плакат уникален - фотографию сделали в больнице, когда Мик там лежал со сломанной ногой (упал с мотоцикла). Команда, конечно, пришла его навестить, ну и притащила с собой бутылочку виски. Только сделали по глотку, врач начал орать, мол, здесь пить нельзя. Вся банда обернулась и тоже заорала, что мы - звезды и нам можно. Как раз в этот момент какой-то папарацци и сделал кадр. Плакат они мне подписали, теперь вожу его с собой из города в город.


По правде говоря, Соляриса слушать можно до бесконечности. Он ведь говорит, как поет. Так что лучше услышать, как он споет в один из дней XIV ДВ рок-фестиваля на сцене актового зала технического университета. Приходите и убедитесь сами.

Макс


статьи
вверх